Проводник для бизнеса
Тольятти
Рынок коммерческой недвижимости традиционно считают одним из индикаторов развития бизнеса. Генеральный директор агентства недвижимости «Русская жемчужина» Алексей Кирюшин отмечает, что сегодня в этом направлении можно выделять целый ряд новых интересных тенденций. В том числе и то, что работа риэлторов становится более творческой: клиенту ищут не просто квадратные метры, а объекты «под ключ».
- Рынок коммерческой недвижимости весьма чувствителен к любым кризисным явлениям. Как бы вы сейчас оценили его состояние в Тольятти?
- На мой взгляд, рынок находится в стабильном состоянии. Фаза падения пройдена, и сейчас уже можно говорить об определенных положительных тенденциях. Так, например, большой популярностью пользуется стрит-ритейл. Найти свободные объекты на первой линии улиц с хорошим трафиком практически невозможно.
- Если рассматривать Тольятти через призму коммерческой недвижимости, то что можно сказать о нашем городе?
- Я бы выделил два интересных направлениях. С одной стороны, мы видим, например, что открывается большое количество пекарен, салонов красоты, парикмахерских, аптек. Это значит, что малый бизнес в городе продолжает развиваться.
С другой стороны, за последнее время сильно выросло число питейных заведений, а также ломбардов и микрофинансовых организаций. И вот эта тенденция должна заставить власти города сильно призадуматься.
- Какие тенденции сейчас наблюдаются в сфере офисной недвижимости?
- Офисные центры европейского уровня – такие как «Квадрат», «Вега», Plaza и т.п. – успешно функционируют, не смотря ни на какие кризисные явления. Они заполнены практически на 100%. Офисные центра старого типа, безусловно, переживают деградацию. Единственная надежда для таких устаревших объектов – это поиск инвестора и дальнейшая модернизация.
Кстати, сейчас появляется еще одна интересная тенденция. Дело в том, что одним из преимуществ Тольятти является свободная рабочая сила, причем квалифицированная и вполне доступная. В этой связи мы видим, как федеральный бизнес все чаще обращает свой взгляд сюда при поиске места для организации сопутствующих служб, например, call-центров. В ближайшее время мы будем презентовать помещения для федеральной компании, которая планирует открыть call-центр на 700 человек.
- Как бы охарактеризовали предпочтения самих бизнесменов при выборе коммерческой недвижимости?
- Коммерческую недвижимость можно в чем-то сравнить с одеждой. Как и в сфере моды, здесь произошла сильная дифференциация. Одни предпочитают одежду удобную и доступную, другие – дорогую, красивую, брендовую. Также и с недвижимостью. Но какой бы не была одежда, она должна быть по размеру. Слишком просторные помещения будут служить бизнесу лишней финансовой нагрузкой, слишком маленькие будут сковывать «движения» и ограничивать возможности. Так что с каждым клиентов при выборе коммерческой недвижимости мы работаем индивидуально, с учетом всех его потребностей и задач.
- То есть изменился и сам процесс работы агентств недвижимости?
- Безусловно. Наша работа становится все более творческой. Фактически мы должны предложить решений «под ключ». Придумать такой вариант, который будет интересен всем сторонам. Например, чтобы продать помещение бывшего «АбсолютБанка» в Центральном районе, пришлось сделать перепланировку и разбить его на две части.
Или вот, например, хорошо известный всем «Русский дом», который продается уже много лет. Сейчас у нас появилась идея превратить его в межрегиональный культурный центр. Здесь можно разместить картинную галерею, выставочный центр, камерный театр, «город мастеров». Получится очень интересная площадка, которая может стать новой достопримечательностью города.
- Как сейчас развивается ваша работа в Самаре?
- На примере коммерческой недвижимости отлично прослеживается, что Самара и Тольятти являются единой агломерацией. Успешный бизнес из Самары первым делом развивает филиалы в Тольятти, и наоборот. И мы выступаем своего рода проводниками в этом движении.